Меню
30. 08. 2021

Какие вопросы по ОТБ метрополитенов требуют решения?

После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 1641 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)» представители отрасли обсудили новый документ в рамках круглого стола «Метрополитены: новые требования по обеспечению безопасности», организованного АНО «Индустрия безопасности» в дистанционном формате.

Эксперты отметили, что в отношении вестибюлей станций метрополитена, пассажирских платформ и вагонов подвижного состава требования, утвержденные ПП РФ 1641, мало отличаются от ранее действовавших. Однако требование по обеспечению одинаковых условий по обеспечению транспортной безопасности как для линейных объектов (станции, вестибюли), так и для отдельно стоящих (тяговые подстанции, диспетчерские и инженерные сооружения метрополитена), на которых персонал присутствует эпизодически, вызывает необоснованный рост затрат.

Участники дискуссии обозначили общезначимые для всех метрополитенов проблемы, среди которых: организация мест хранения, изъятых в процессе досмотра запрещенных предметов, в том числе опасных химических и биологических агентов; организационные процедуры задержания силами ПТБ нарушителей и передачи их сотрудникам правоохранительных органов; выделение перевозочных секторов в зоне транспортной безопасности. Также у метрополитенов вызывает озабоченность вопрос обновления оборудования, так как часть его на многих объектах устарела.

В ответ на популярный вопрос о необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости представители Ространснадзора высказали свою позицию, что субъекты транспортной инфраструктуры могут проанализировать, соответствует ли ранее проведенная оценка/дополнительная оценка уязвимости пунктам ПП РФ 1641 и сделать выводы. Если не соответствует – нужно проводить дополнительную оценку уязвимости, если соответствует – принимается решение дополнительную оценку уязвимости не проводить.

По отдельным вопросам (проведение дополнительной оценки уязвимости, выделение перевозочного сектора на метрополитене) контрольные (надзорные) органы отправили соответствующие запросы для пояснения в Минтранс России.

На сегодняшний день уже сформировалась практика реализации указанных Требований и получены ответы на ряд вопросов, возникших после принятия ПП РФ 1641.

Участники X Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2021» в рамках секции «Железнодорожный транспорт. Метрополитены» смогут обсудить практику реализации новых нормативных правовых актов, специфику и проблематику обеспечения транспортной безопасности на объектах метрополитена, опыт реализации положений ПП РФ 1641, цифровую трансформацию системы предоставления государственных услуг в области транспортной безопасности, вопросы обучения и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, проблематику эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах метрополитена, получить разъяснения отдельных положений нормативных документов и рекомендации по реализации определенных требований по обеспечению транспортной безопасности метрополитена, а также внести предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в данной области.

Минтрансу России предписано доложить в Правительство Российской Федерации до середины октября о результатах анализа практики применения указанных нормативных правовых актов и представить рекомендации по их изменению.

Юбилейная конференция поможет объединить и представить обобщенные и выверенные рекомендации по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты в области транспортной безопасности объектов метрополитена в Минтранс России для рассмотрения и использования при подготовке соответствующей информации в Правительство Российской Федерации.