Меню
6. 09. 2021

Обсуждение практических аспектов деятельности ПТБ будет продолжено

18 марта 2021 года состоялся II Всероссийский научно-практический форум «Актуальные вопросы регламентации деятельности подразделений транспортной безопасности» в дистанционном формате. В ходе мероприятия участники форума отметили, что вопросы транспортной безопасности тесно переплетаются с проблемами общественной безопасности и актуальность их растет.

Участие в форуме приняли представители федеральных агентств, подведомственных Минтрансу России. Они ознакомили участников со статистикой по аккредитации ПТБ и аттестации сил ОТБ, с особенностями выполнения государственных услуг по аккредитации ПТБ и поделились существующими проблемами, подходы к решению которых, несмотря на отраслевые особенности, во всех агентствах практически одинаковые.

Так, деятельность федеральных агентств по аккредитации юридических лиц в качестве ПТБ фактически сводится к определению способности соискателя аккредитации защищать объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) путем проверки полноты и достоверности предоставленных документов, перечень которых установлен. К сожалению, на этом этапе соискатели допускают большое количество ошибок.

Много вопросов у участников вызвало обоснование установленного агентствами необходимого количества сотрудников ПТБ. В ходе дискуссии представители агентств высказали мнение, что для того, чтобы ПТБ могло получить аккредитацию для осуществления деятельности на разных видах транспорта, юридическое лицо должно располагать достаточным количеством аттестованных работников для каждого вида транспорта. Было отмечено, что вопрос аккредитации – дело соответствующей компании и она должна соответствовать установленным требованиям. Для этого требуются определенные инвестиции и к ним нужно быть готовым.

Также была рассмотрена практика решения актуальных вопросов по подготовке и аттестации сил ОТБ. Здесь тоже множество проблем: конкретных требований к организациям, которые осуществляют образовательную деятельность, так и не установлено; подготовка сил ОТБ проводится только по дополнительным программам повышения квалификации; все актуальнее становится вопрос о профессии и профессиональных стандартах в сфере транспортной безопасности; в связи с появившимися новыми угрозами надо разработать и законодательно утвердить функционал сотрудников ПТБ.

Среди проблем, которые приводят к снижению качества услуг и, следовательно, к снижению уровня безопасности ОТИ и ТС, были отмечены основные: низкая цена как главный критерий при выборе субъектами транспортной инфраструктуры поставщика услуг согласно федеральным законам о закупках (ФЗ-44 и ФЗ-223); откровенный демпинг со стороны недобросовестных участников рынка; недобросовестная конкуренция; низкое качество услуг по ОТБ. В качестве возможных решений было предложено: более четко и прозрачно регламентировать требования к соискателям на получение аккредитации; оптимизировать процедуру аттестации/переаттестации сотрудников (в части подготовки документов); разработать и утвердить единые подходы к формированию стоимости услуг ПТБ, как меру противодействия недобросовестной конкуренции и демпингу.

По итогам форума обозначены четыре важных вопроса: упрощение процедуры аттестации сил ОТБ; упорядочивание процедуры аккредитации ПТБ; применение технических средств ОТБ работниками ПТБ, в том числе электрошокеров; создание профессиональных стандартов специалистов в области ОТБ.

Обсуждение актуальных проблем в деятельности подразделений транспортной безопасности и поиск оптимальных решений будут продолжены участниками круглого стола «Регламентация деятельности ПТБ» в рамках X Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму – 2021». Участники мероприятия смогут обменяться опытом и мнениями по ключевым аспектам деятельности подразделений транспортной безопасности, по оптимизации затрат на реализацию требований нормативных правовых актов, обсудить изменения законодательства, перспективы развития рынка подразделений транспортной безопасности, предложения в проект рекомендаций Конференции и задать вопросы представителям органов государственной власти. Это поможет объединить и представить обобщенные и выверенные рекомендации по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты в Минтранс России для рассмотрения и использования при подготовке соответствующей информации в Правительство Российской Федерации.

Приглашаем специалистов отрасли продолжить дискуссию, начатую в онлайн-формате, на конференции в Нижнем Новгороде.