Меню
15. 09. 2021

Секция «Воздушный транспорт»: итоги работы

Модератором заседания секции «Воздушный транспорт», состоявшейся сегодня в рамках ТБ-2021, выступил заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росавиации Антон Березкин. Основными темами для обсуждения стали вопросы гармонизации нормативно-правовой базы в области транспортной и авиационной безопасности, оптимизация требований по оснащению ОТИ и ТС техническими средствами ОТБ с целью снижения затрат субъектов транспортной инфраструктура. А также – внедрение на объектах воздушного транспорта новых технологий, таких как биометрия, интеллектуальное видеонаблюдение, системы проверки документов, защиты персональных данных и др.

Доклад консультанта аналитического отдела Департамента транспортной безопасности Минтранса России Алексея Кабанова был посвящен вопросам совершенствования нормативно-правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности. Он рассказал о деятельности рабочей группы при Минтрансе РФ по оптимизации законодательства в сфере ТБ на воздушном транспорте. В частности, о разработке изменений в ПП РФ №№1605 и 1603 в части отмены ряда избыточных регулирующих норм и снижения расходов СТИ. Предполагается, что основные изменения вступят в силу уже в марте 2022 г.

Директор Департамента транспортной безопасности Минтранса России Анатолий Демьянов, отвечая на вопросы участников заседания, подтвердил, что министерство ведет большую работу по гармонизации требований в области авиационной и транспортной безопасности. Именно эта цель преследовалась при разработке проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности», который в ближайшее время будет рассмотрен Госдумой РФ.

Советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Черток рассказал об итогах ежегодного Глобального симпозиума ИКАО по авиационной безопасности. Он также отметил, что сейчас субъекты воздушного транспорта во всем мире сталкиваются с новыми вызовами, связанными с тотальной автоматизацией всех процессов – СКУД, дактилоскопия, видеонаблюдение, хранение больших массивов информации, беспилотные технологии... Проникновение в эти системы может привести к серьезным проблемам, что требует применения адекватных мер защиты от таких угроз.

Важную проблему, которая обсуждается уже давно, но так и не решена вследствие существующего правового вакуума на «стыке» интересов разных ведомств, поднял Эдуард Иванов, и.о. руководителя подразделения транспортной и авиационной безопасности БУ РК «Аэропорт Петрозаводск». Это аэропорт, так называемого «совместного базирования». По словам специалиста, вызывает недоумение тот факт, что из примерно 12 км периметра аэропорта, только 10% оснащено современными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Остальные 90% контролируются силами Минобороны, т.е. только постами военнослужащих.

Андрей Хрулев, директор по бизнес-развитию направления биометрических систем группы ЦРТ подчеркнул, что идентификация применяется уже не только в части федерального законодательства о транспортной безопасности, но и позволяет упростить аэропортные формальности для пассажиров – автоматический контроль выхода пассажиров на посадку без предъявления документов, в группе ЦРТ отметили востребованность данного сервиса. Спикер сообщил, что биометрическая система «Визирь» от ЦРТ работает на более чем 80 транспортных объектах, в том числе – в 10 аэропортах, продолжает развитие.

Начальник информационного центра Управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу Ольга Журавлева рассказала об опыте применения считывателей документов на объектах транспортной инфраструктуры. Сегодня мобильные считыватели позволяют выявлять поддельные документы, удостоверяющие личность, практически всех стран мира. А стационарный АПК способен оценить свыше 30 параметров документа – от водяных знаков до системы ламинирования и других особенностей.

Президент и председатель Правления АОПА-Россия – межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов – Владимир Тюрин поднял проблему избыточности требований в части ОТБ для авиации общего назначения. Сегодня эти требования распространяются на примерно 7000 воздушных судов и несколько тысяч вертолетных и самолетных посадочных площадок, что не всегда обосновано.

Интересный доклад по использованию служебных собак при обеспечении комплексной безопасности на транспорте и профессиональной подготовке специалистов кинологических служб и собак сделали представители АНО «Центр сертификации объектов, обеспечивающих авиационную безопасность» Андрей Федорков и Вячеслав Голубев. Эта организация работает по государственным программам в сфере обучения и подготовки с выдачей соответствующих сертификатов.

В конце заседания представители Минтранса России ответили на вопросы представителей субъектов транспортной инфраструктуры.

Партнером секции «Воздушный транспорт» выступила Группа компаний ЦРТ.