Меню
15. 09. 2021

Итоги работы секции «Морской и речной транспорт»

15 сентября 2021 года в рамках Х Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму» прошло заседание секции «Морской и речной транспорт». Эксперты обсудили актуальные вопросы совершенствования законодательства по обеспечению транспортной безопасности на водном транспорте, объектах транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, работу подразделений транспортной безопасности.

Консультант отдела координации и взаимодействия в области обеспечения транспортной безопасности Департамента транспортной безопасности Минтранса России Ольга Калгина рассказала о международном сотрудничестве государств-участников СНГ в сфере обеспечения транспортной безопасности (ОТБ). Она сообщила, что Министерство транспорта Российской Федерации на платформе Совета по безопасности на транспорте Координационного транспортного совещания (КТС) государств – участников СНГ работает над формированием единой стратегии транспортной безопасности СНГ, которая позволит расширить сотрудничество: ведется гармонизация законодательства стран-участников в сфере ОТБ, разработка нормативно-правовых актов.

Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота Валерий Капралов поделился с участниками секции позицией Росморречфлота относительно изменений, которых требует законодательство в области ОТБ, а также о совершенствовании разрешительной деятельности. С точки зрения агентства, требуют уточнения положения постановления Правительства РФ №1651 (о некатегорируемых объектах транспортной инфраструктуры) и №1638 (требования по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности (АТЗ) объектов морского и речного транспорта). В частности, будут вноситься коррективы в требования, касающиеся работы групп быстрого реагирования (ГБР) на акваториях портов, в требования по ОТБ в период отсутствия навигации, уточнения требуют дефиниции, касающиеся зон безопасности в районе мостовых переходов.

Начальник ФБУ «Служба морской безопасности» Сергей Семенов рассказал о деятельности учреждения в системе обеспечения транспортной безопасности морского и речного транспорта. Сейчас это одна из двух уполномоченных Росморречфлотом организаций, которые могут проводить аттестацию СОТБ. Он отметил, что на сегодняшний день в «Службу морской безопасности» поступило 37869 заявок на аттестацию. Свидетельств об аттестации выдано 21042. Наиболее частая причина отказа – отсутствие необходимых навыков и квалификации.

Начальник Управления транспортной безопасности и защиты объектов ООО ПТБ «Арктика» Игорь Деркач рассказал о специфике защиты объектов транспортной инфраструктуры и использования технических средств ОТБ на Крайнем Севере и о том, что критерии выбора ПТБ на конкурсе, основным из которых сейчас является минимальная цена, нужно совершенствовать. Подчеркнув, что меньшая цена не гарантирует качества услуг, Игорь Деркач призвал принять нормативный документ, устанавливающий размер минимальной стоимости услуги при подготовке конкурсных процедур.

К участникам секции обратился Анатолий Демьянов, директор Департамента транспортной безопасности Минтранса России. Он сообщил, что в рамках Федерального закона №270-ФЗ создан ряд нормативно-правовых актов, имеющих целью снизить административную нагрузку на объекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков. Ведется работа по корректировке законодательства. Анатолий Демьянов отметил заинтересованность Минтранса России в получении обратной связи от представителей бизнес-сообщества и предложил специалистам-практикам обращаться в министерство с предложениями, направленными на улучшение действующего законодательства в сфере ОТБ.

Заместитель директора филиала службы транспортной безопасности ГУП «Мосгортранс» Сергей Шарапов рассказал о перспективах развития в системе московского транспорта пассажирских речных маршрутов. Столица приобретет для эксплуатации электрические речные суда, пройдет реконструкция Южного речного вокзала, для обеспечения круглогодичной навигации будет приобретен малый ледокол. Для объектов транспортной инфраструктуры (Северный речной вокзал - 1 категория, Южный вокзал — 3 категория) разработаны паспорта ОТБ, установлены технические средства охраны, в т.ч. видеонаблюдение и тревожная сигнализация, привлечены специализированные охранные структуры.

Начальник отдела обеспечения транспортной безопасности флота ФГБНУ «ВНИРО» Максим Стельников отметил, что понятие акта незаконного вмешательства в работу транспорта требует более четких дефиниций. Возможно, этим термином называют мелкое хулиганство или другие не связанные с посягательством на работу транспорта действия. Является ли незаконным вмешательством в работу транспортных средств требование нетрезвого члена экипажа судна, стоящего на якоре на удалении более 100 метров от берега, подойти к причалу и ошвартоваться?

Начальник отдела транспортной безопасности ООО «ВодоходЪ» Алексей Аладьин поделился со слушателями наблюдением о том, что несмотря на корректировку и гармонизацию законодательства о транспортной безопасности административная нагрузка на бизнес по-прежнему остается высокой. Порой, как отмечает Алексей Аладьин, судовладельцу легче сменить флаг, чем выполнять требования российского законодательства по ОТБ.

Генеральный директор ООО «Группа ПТБ» Константин Белоусов в своем выступлении на секции остановился на проблемных вопросах подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Насколько, с точки зрения ПТБ, удалось улучшить ситуацию, внеся изменения в правовое регулирование деятельности ПТБ? Как отметил Константин Белоусов, часть проблемных вопросов удалось разрешить, в то же время некоторые требования к аттестации СОТБ по-прежнему актуальны. Для повышения эффективности процессов аттестации Группа ПТБ предлагает ряд мер, в числе которых оптимизация перечня документов для аттестации, расширение перечня аттестующих организаций (особенно актуально в сфере морского и речного транспорта), предоставление СТИ и ПТБ права направлять запросы на аннулирование свидетельств об аттестации у сотрудников, проявивших некомпетентность.

Иван Снизинов, технический директор ООО «ФОРМУЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТА», выступил с докладом «Проблематика разработки проектной документации на оснащение ИТСОТБ объектов водного транспорта». Он отметил ряд проблем, возникающих у проектировщиков инженерных систем ОТБ. Среди них недостаточность исходных данных, отсутствие правоустанавливающих документов и документов, описывающих установленные на объекте техсредства, завышенные требования ТЗ на ИТСОТБ, а также ряд других параметров реконструируемого объекта, которые вызывают необходимость проведения дополнительных исследований, согласований, получение разрешительной документации. Иван Снизинов отметил, что эти вызывающие дополнительные затраты, замедляющие проектирование проблемы могут быть решены совместной работой проектировщиков и специалистов, занимающихся защитой объектов транспортной инфраструктуры, в том числе представителей заказчика.

Также на секции выступили с докладами Виктор Орлов, заместитель директора по экономической безопасности дирекции по экономической безопасности АО «Туапсинский морской торговый порт», Владимир Ильин, заместитель начальника отдела обеспечения транспортной безопасности Управления обеспечения безопасности ФГУП «Росморпорт», Людмила Ткаченко, генеральный директор ООО «ДАЛЬКОН Эксперт», Александр Ефимов, директор по режиму и транспортной безопасности АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад», Алексей Назаров, главный специалист ФБУ «Администрация Обского БВП» и Александр Иванов, начальник направления правового обеспечения Фонда «Транспортная безопасность».

Партнер секции «Морской и речной транспорт» – ООО ПТБ «Арктика».