Меню
15. 09. 2021

В нормотворческой деятельности участвует профессиональное сообщество

15 сентября 2021 года в Нижнем Новгороде в рамках X Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму» прошло заседание тематической секции «Автомобильный и городской наземный электрический транспорт. Объекты дорожного хозяйства». В ее работе приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Ространснадзора, отделов и служб безопасности компаний-перевозчиков и подразделений транспортной безопасности.

Участники рассказали о практике реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности при эксплуатации автомобильного и городского наземного электрического транспорта и объектов дорожного хозяйства.

Заместитель начальника отдела нормативного обеспечения ДТБ Минтранса России Светлана Николаева рассказала о совершенствование нормативного правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта, в частности, о новых нормативных актах, которые готовятся к принятию по инициативе Минтранса России. Она сообщила, что в Минтрансе создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию законодательства и нормативно-правовых основ в области обеспечения транспортной безопасности по результатам правоприменительной практики в целях конкретизации и уточнения терминов и формулировок, устранения противоречий и дублирования, оптимизации порядка применения установленных правил и требований. В структуре рабочей группы созданы подгруппы по видам транспорта, в которые входят представители профильных и силовых ведомств, Минэкономразвития России, а также транспортного сообщества.

Секцию посетил директор Департамента транспортной безопасности Минтранса России Анатолий Демьянов. Он заявил, что автотранспорт на особом счету, так как это самый массовый перевозчик. Анатолий Демьянов отметил, что транспортная отрасль находится сегодня на этапе нормотворческой деятельности, когда многое пересматривается, и призвал участников секции направлять в Департамент транспортной безопасности или непосредственно в Минтранс России вопросы, связанные с безопасностью. От подчеркнул, что уместны все предложения, обеспечивающие безопасность и снижающие затраты.

В докладе заместителя начальника Управления транспортной безопасности - начальника отдела транспортной безопасности на автомобильном транспорте Росавтодора Владимира Катаргина шла речь о задачах и функциях Федерального дорожного агентства в части реализации мер по обеспечению защищенности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и транспортных средств автомобильного транспорта от актов незаконного вмешательства. Он отметил, что в условиях существующего финансового дефицита срок реализации планов по сети общего пользования федерального значения может растянуться на несколько лет. В качестве вариантов дальнейших действий в этой ситуации Росавтодором планируется проработка предложений по альтернативным вариантам проведения оценки уязвимости, в том числе, рассматривается возможность передачи полномочий СТИ, что позволит снизить финансовую нагрузку на бюджеты и на субъектов. Он рассказал о том, что Росавтодор планирует в ближайшем будущем функции компетентного органа и информационного обмена осуществлять с использованием Единой информационной системы обеспечения транспортной безопасности.

Павел Веселов, начальник отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УТБ Ространснадзора рассказал о профилактических мероприятиях в рамках изменений законодательства Российской Федерации о государственном контроле. Он подчеркнул, что надзорным органам нужно добиться безусловного исполнения требования действующего законодательства сотрудниками СТИ, без попыток уклонения от них, изменения или обжалования. Для этого, в частности, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусмотрен так называемый профилактический визит представителя надзорного органа. По сути, это способ получить бесплатную консультацию инспектора, который потом придет на это же предприятие с проверкой, потому что в ходе профилактического визита инспектор информирует подконтрольный субъект об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.

О необходимости унификации решений в области транспортной безопасности и общественной безопасности шла речь в докладе Александра Питиримова, генерального директора АНО «За общественный транспорт» – модератора секции. Он отметил, что если нарушения общественного порядка на пассажирском транспорте общего пользования идентичны, по своей сути, актам незаконного вмешательства в работу объектов транспортного комплекса, то и решение проблемы обеспечения безопасности должно быть унифицированным. Докладчик предложил внести в резолюцию конференции рекомендацию органам исполнительной власти субъектов РФ совместно с территориальными подразделениями Росгвардии использовать систему централизованной охраны транспортных средств на пассажирском транспорте общего пользования. руководствуясь положительным опытом пилотных регионов – Волгограда, Санкт-Петербурга, Севастополя и Твери. Он сообщил, что в настоящее время эта система тестируется в Москве.

О системах интеллектуального управления трафиком и их ценности для объектов дорожного хозяйства рассказал Демид Кирхан, руководитель проектов Dahua Technology Rus. Он отметил, что необходимость управления трафиком обусловлена продолжающимся ростом автомобилизации населения России. Преимущества решения от Dahua Technology Rus: уменьшение количества ДТП; точность распределения ресурсов полиции; снижение числа случаев нарушения ПДД; уменьшение загруженности дорог; повышение эффективности управления дорожным движением путем своевременного информирования участников движения о загруженности дорожной сети. Интеллектуальная транспортная система компании может внедряться на всех участках дорожной сети, как на территории населенных пунктов, так и на загородных шоссе, автотрассах, скоростных хордах, которые проходят вблизи городов, в тоннелях, на транспортных развязках и прочих ОТИ. Все эти объекты могут быть связаны в единую сеть и управление данными, получаемыми с них, может осуществляться из единого центра мониторинга через единую программную платформу.

Заместитель генерального директора Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ Сергей Лисин затронул проблематику аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, по которой традиционно возникает много вопросов. По его словам, большую часть проблем может решить разработка профессионального стандарта с условным названием «Работник в области обеспечения сил транспортной безопасности для автомобильного и городского наземного электрического транспорта и объектов дорожного хозяйства». Он предложил создать для этого рабочую группу под руководством Минтранса России с участием Ространснадзора и отраслевых общественных организаций при поддержке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Фонда развития профессиональных квалификаций.

Валерий Молодец, заместитель директора по безопасности и общим вопросам СПб ГУП «Горэлектротранс» поделился опытом и решениями по реализации требований в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, подведомственного СПб ГУП «Горэлектротранс». Он отметил, что привлечение Росгвардии к обеспечению транспортной безопасности способствовало кратному сокращению времени реагирования на противоправные действия, по сравнению с временем реагирования районных отделов полиции.

Алена Беликова, директор ГП «Государственное предприятие Калининградской области «Автовокзал» озвучила болевые точки автотранспортников. Она отметила, что требования, применяемые сегодня к СТИ, несколько избыточны. Так уж необходима в современных условиях аккредитация ПТБ? Справедливо ли предписание закона, согласно которому необходимо применять только сертифицированное оборудование, даже если технические средства, не имеющие сертификации, гораздо эффективнее? Ведь то, что они не сертифицированы, на безопасность никак не влияет. Почему возможны ситуации, когда аналогичные объекты относятся к разным категориям? И так далее. Докладчик подчеркнула, что сегодня, когда обсуждаются изменения в законодательство по транспортной безопасности, консультации специалистов особенно актуальны.

Андрей Накрошаев, начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области поделился опытом в части обеспечения транспортной безопасности в соответствии с действующими требованиями законодательства. Он рассказал, что в Вологодской области на базе областного Законодательного собрания создан координационный совет по содействию деятельности перевозчиков, на заседаниях которого обсуждаются и решаются актуальные для автотранспортников вопросы. Так, например, в результате принятых решений на областных автовокзалах полностью прекращена деятельность нелегальных перевозчиков.

На вопросах применения законодательства по обеспечению транспортной безопасности, возникающих при проектировании объектов дорожного хозяйства и возможных путях их решения остановился Роман Фроликов, главный инженер проекта отдела транспортной безопасности и АСУДД «ВТМ дорпроект».

В рамках секции состоялось обсуждение докладов с целью выработки предложений в проект рекомендаций конференции.

Партнером секции «Автомобильный и городской наземный электрический транспорт. Объекты дорожного хозяйства» выступила компания Dahua Technology.